Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

В Средние века передвигаться по миру было гораздо сложнее — и дольше! — чем сейчас, а фотографии еще не существовало, потому европейские художники многое рисовали не с натуры или по памяти, а ориентируясь на описания, сделанные третьими лицами. Так, к примеру, было со слонами: художники никогда не видели слонов и изображали этих животных со слов путешественников.

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Представьте себе гигантское существо с четырьмя ногами без коленных суставов, которое не может лечь и спит, прислонившись к дереву.

Существо с длинной трубой вместо носа, достигающее таких размеров, что на его спине вполне можно построить небольшой замок. Это животное страшно боится мышей, и живет 300 лет.

Примерно так средневековым художникам описывали слонов. А те импровизировали, как могли.

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Художники ни разу не видели этого зверя собственными глазами, но знали о его существовании. Рисовать слонов им приходилось лишь по рассказам путешественников – и получались всегда разные варианты. Эти изображения слонов были найдены в разные времена по всей Европе.

  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем
  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем
  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем
  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем
  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем
  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем
  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем
  • Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Монструозные расы Средневековья

Иногда смотришься в зеркало утром — и ощущаешь себя каким-то средневековым монстром — не то сциопод, не то кинокефал. А то и вовсе трагелаф, прости, Господи. На самом деле, разобраться во всех них просто: если у вас есть куча свободного времени, рекомендуем открыть «Нюрнбергскую хронику» 1493 года или «Естественную историю» Плиния Старшего.

Но если свободного времени нет, не расстраивайтесь, мы все сделали за вас: взяли миниатюры из «Хроники» и нашли описания из Плиния. И это — восхитительная дичь. Здесь есть: эфиопы без головы, шестирукие сексуальные женщины-йети и люди-мухоморы. Есть даже предки современных жителей Поволжья. Захватывающее путешествие по трущобам средневекового разума.

Блеммии
Абсолютно безголовые. Идеальные наемники

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Блеммии — племя безголовых дикарей, живущих на просторах Эфиопии, Ливии и Нубии. Их глаза расположены на плечах, а рот и нос — на груди, так что им и без головы неплохо. В античное время их называли эпифагами, и есть сообщается о том, что самопровозглашенный римский император Песценний Нигер набирал из них наемников для войны с дргуим самопровозглашенным императором, Септимием Севером.

Откуда растут ноги у этой легенды догадаться несложно. Дело в том, что в Нубии в античные времена действительно жило племя блеммиев. Они имели обычай раскрашивать свои доспехи, рисуя у себя на груди лица, чтобы запугивать врагов.

Это и стало основой для легенде о расе безголовых. В Средневековье блеммии были одной из самых любимых монструозных рас, европейцы помещали их во всех уголках мира. Стоило кому-то открыть новые земли, и он тут же рассказывал о том, что видел там людей без головы.

Так блеммии «появились» в Индии, Америке и даже в Сибири.

Сциоподы
Народ-мухомор

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Сциоподы — раса одноногих карликов, у которых такая большая стопа, что они могут использовать ее как зонтик. Собственно говоря, так они и проводят жаркие дни — прикрываются ногой и дремлют, спасаясь от зноя. В целом они безобидны — разве что прыгая могут отдавить вам ногу.

Крайне любопытно то, откуда взялась легенда о сциоподах: есть теория, согласно которой рассказы о них пришли из Индии, но изменились до неузнаваемости из-за эффекта «испорченного телефона».

Индийцы действительно рассказывали об одноногих людях, которые спят, укрывшись от солнца под зонтом. Вот только это было поэтической метафорой сомы — священного галлюциногенного напитка, который делался из грибов (скорее всего, мухоморов).

Таким образом, сциоподы — это просто мухоморы, которых приняли за расу людей.

Панотии
Летают, расправив уши как крылья

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Панотии — человекоподобные существа, которые обладают такими большими ушами, что используют их в качестве одежды, укрываясь в них словно в пончо. Панотии, согласно Плинию Старшему, живут на островах в Черном море и невероятно пугливы. Завидев человека, они могут расправить свои уши как паруса и улететь, оседлав потоки воздуха. В общем, это как гарпии наоборот — добрые, стеснительные, и вызывающие смех у моряков.  Единственные, кто были недовольны излишней скромностью панотий — миссионеры. Тяжело, знаете ли, крестить и проповедовать человеку, который улетает от тебя на собственных ушах.

Пигмеи
Ведут геноцид аистов

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Пигмеи — самая старая из «монструозных» рас, их упоминает еще Гомер в «Илиаде». При этом отношение к ним всегда было самым позитивным. По представлениям европейских авторов, пигмеи живут а Африке (как позже выяснилось, на самом деле так и есть), ростом едва ли доходят обычному человеку до пупа и вечно страдают из-за своей низкорослости. К примеру, беднягам постоянно приходится сражаться с аистами — идут настоящие войны, в которых то одна, то другая сторона одерживает победы.

Со временем представления о пигмеях менялись: ранние античные авторы считали их темнокожими, но хорошо сложенными, хоть и невысокими. Позже пигмеев начали считать чем-то вроде шкодливых взрослых, застрявших в теле маленьких детей.

Пигмей в представлении средневекового монаха (на картинке) — совсем не черный и похож на обычного европейского горожанина, только небольшого роста. Любопытно, что античная легенда о войне пигмеев и аистов дошла даже до Китая.

Как — непонятно.

Антиподы
Живут на обратной стороне Земли.
Поэтому у них проблемы с ногами

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Вопреки распространенному заблуждению, люди в Средние века знали о том, что Земля — это шар. И, зная об этом, могли догадаться, что у планеты есть обратная сторона, в которой все должно быть наоборот. Однако эту идею они восприняли слишком буквально и поэтому считали, что с другой стороны земного шара живут антиподы — люди с ногами, которые загнуты назад. Объяснение тут убийственно логичное: на обратной стороне Земли и ходить тоже приходится в обратную сторону — задом наперед.

Кинокефалы
Те самые гноллы из Heroes of Might and Magic III

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Кинокефалы, или псоглавцы, обитали в Индии, общались с помощью лая, носили необработанные шкуры животных и дышали огнем. Они жили в пещерах, но были прекрасными лучниками и воинами, так что теперь вы знаете, откуда взялась раса гноллов из Heroes of Might and Magic III. Кроме Индии кинокефалов замечали на Дону, в Крыму, Африке и, позже, на Карибах. В общем, миф был очень стойким. Настолько, что в III веке появился христианский святой с головой пса — Христофор, и никого это не смущало. Как видите, люди тогда были парадоксально толерантны — если псоглавец крещеный, то он уже, считай что, полноценный человек.

Аримаспы
Одноглазые предки современных жителей Поволжья

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Существо на этой средневековой миниатюре — не циклоп, как можно было подумать, а аримасп. Аримаспы — не великаны, хотя отличаются крепким телосложением. Они обитают на крайнем северо-западе Ойкумены, то есть где угодно за Доном, предположительно на Урале. Этот народ диковат, живет в холодных землях, ночует в пещерах, а все свободное время проводит в битвах с грифонами, которых они пытаются ограбить, отняв золото. Зачем дикарям из пещер золото — непонятно, но увлечены они им настолько, что того и гляди истребят всю популяцию.

Читайте также:  Мидж и Беатрикс любят подраться, но на самом деле они лучшие друзья

Некоторые современные исследователи отождествляют аримаспов с финно-угорским народом — марийцами, которые и сейчас живут в Поволжье. Почему именно с ними — совершенно непонятно, но теория забавная.

Астомии
Ультра-веганы: питаются исключительно запахом

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Астомии — это самые радикальные вегетарианцы в мире. У них вообще нет ртов, зато есть носы, с помощью которых они вдыхают ароматы яблок, и тем насыщаются. Правда, художник «Нюрнбергской хроники» почему-то изобразил все наоборот. В любом случае, астомии — одни из самых любопытных монструозных рас Средневековья. Их происхождение довольно прозрачно: по легенде они обитают в Индии, как раз там, где живут джайны — представители религии, которые отказываются от мясоедения и причинения вреда любым существам. Часто они даже носят повязки, покрывающие рот, чтобы ненароком не проглотить какую-нибудь мошку и тем самым не убить ее.

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Отдельная разновидность астомиев — «трубочники». Эти, в отличие от своих собратьев, которым не повезло с наличием рта, — идейные. Внешне они — обычные люди, просто способны питаться одним лишь запахом еды, вдыхая его с помощью трубок.

Андрогины
Мужчино-женщины и женщино-мужчины

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Андрогин: наполовину женщина, наполовину мужчина

По заверениям все того же Плиния Старшего, андрогины — это раса гермафродитов, людей, соединяющих в себе и мужские, и женские половые признаки. Плиний ничего не говорил о том, что андрогины как-то отличаются, но вот «Нюрнбергская хроника» показывает два варианта: «женский» и «мужской», хотя это могут быть гермафродиты разного возраста.

В Средние века части тела андрогинов (особенно гениталии, конечно) были ходовым товаром среди алхимиков. Так что даже если бы они существовали, их бы истребили ради трансмутации и создания красной тинктуры (иначе говоря, философского камня).

Андрогин: наполовину мужчина, наполовину женщина (не перепутайте!)

Трагелафы. Они же иркоцервусы
Несмотря на копыта, не имеют к Дьяволу никакого отношения.
Идеальные слуги

Помните Чел-медведо-свина из «Южного Парка»? Он — наполовину человек, наполовину медведосвин. В средневековом бестиарии нашлось место для чего-то похожего, только тогда все воспринимали его всерьез.

Люди с козлиными ногами — давний европейский символ, и довольно очевидный: смешение животного и человеческого, вспомните тех же сатиров. В Христианскую эпоху все стало еще однозначнее: дьявольщина как она есть.

Однако в позднем Средневековье ученые люди придали копытам новый философский смысл.

С модой на труды Аристотеля началась эпоха копирования его идей, причем часто безоглядного. У греческого философа фигурирует идея о Иркоцервусе — полуолене-полукозле. Классик использовал эту концепцию почти в шутку: с ее помощью он демонстрировал, что мы способны создать в воображении нечто принципиально новое на основе старого опыта.

Однако многие поняли метафору буквально и решили, что олене-козел действительно существует, да еще и обладает какими-то волшебными свойствами. Потом идея мутировала еще более странным образом: словом «иркоцервус» начали называть человека с чертами оленя и козла, который одновременно является идеальным слугой.

Он молчит, покорно работает и довольствуется одним лишь зерном.

«Мохнатые люди»
Их женщины, покрытые мехом, по-своему симпатичны

Легенда об этом народе родилась после индийского похода Александра Македонского. Якобы во время маршей его солдаты часто видели бродящих вдоль рек мохнатых людей.

Они ловили рыбу, жили в пещерах и прятались при малейшей угрозе.

Считается, что женщины племени менее волосаты, чем мужчины, и даже по-своему обаятельны, что, впрочем, можно свалить на одиночество солдат, годами скитающихся в походах.

Некоторые из «мохнатых людей» еще и шестируки. Легко догадаться, что этот образ позаимствован из индийской культуры с ее многорукими богами.

Другие, менее известные, но не менее безумные расы:

Большеротые дикари, наверняка злейшие враги безротых вегетарианцев.

Странные кентавры без передних ног.

Люди-аисты. Страшный сон пигмея.

Четвероглазые люди. Благодаря своей особенности — прекрасные лучники. Наверняка еще один образ, пришедший из Индии.

Бонус: еще более безумные твари от других средневековых авторов

Смесь панотии, аримаспа, большеротого дикаря, сциопода и черт знает чего еще. Якобс Слипериус (Jacobus Sluperius).

Рыба-епископ (наполовину рыба, наполовину епископ — даже страшно представить) — Гийом Рондле (Guillaume Rondelet).

Иллюстрация к книге XIV века «Приключения Сэра Джона Мандевиля».

Может показаться, что с уходом Средних веков исчезли и блеммии вместе с кинокефалами, но это совсем не так.

Стоило исследовать земли, которые раньше казались далекими, и выяснить, что никаких демоноидов там нет, как открывались новые континенты, и путешественники снова рассказывали о собакоголовых или одноглазых племенах.

Люди обожают человекоподобных монстров и не расстанутся с ними никогда. Вот увидите: первые колонисты Марса будут уверять, что видели какую-то тварь, которую уже описывал Плиний Старший.

Тем, кто хочет подробнее ознакомиться с монструозными расами Средневековья, советуем обратиться к книге «The Monstrous Races in Medieval Art and Thought» Джона Блока Фридмана. Изображения из «Нюрнбергской хроники» можно найти здесь. 

Почему в античности люди умели хорошо рисовать, а в Средние века — разучились

?

Шакко (shakko.ru) wrote, 2019-01-25 08:07:00 Шакко shakko.ru 2019-01-25 08:07:00 Categories:

  • Искусство
  • Общество
  • Cancel

Объясняю на пальцах, как же так получилось, что искусство двухтысячелетней свежести намного реалистичней, чем искусство тысячелетней. Никакой конспирологии, только эффектные сравнения.

Фаюмский портрет двух эпох: наглядная иллюстрация ухудшения экономики в оазисе.

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

  • Такое бурное обсуждение вызвали выложенные мною античные портреты золотом, что, видно, надо остановиться на этой теме поподробней, раз для многих, оказалось, ответ не очевиден.
  • Далее альтернативно образованная общественность делает вывод:
  • АНТИЧНОСТЬ

Как же это так, спрашивает общественность — вот есть старинные, античные вещи невероятно высокого качества, отличного уровня исполнения. А потом целых 1000 лет — ничего подобного не делалось? Как так получилось?ЭТО ВСЕ ВРАНЬЕ«Такого, — считает альт.обр.общ., — быть не может, чтобы древние люди были умнее и мастеровитее нас современных и наших недавних предков. Это же очевидно, что люди 19-21 веков — самые умные за всю историю человечества, а те, кто были раньше — неумехи и идиоты. СЛЕДОВАТЕЛЬНО все старинные вещи в мировых музеях — подделки, сделанные талантливыми мастерами 19-20 веков». Тогда вот для них линия развития искусства становится логичной — никакого искусства античного не было, средневековые люди все изобретали с нуля, поэтому так хреново и получалось. В эту же концепцию хорошо ложится теория академ. Фоменко о спрессованном времени и наложившихся друг на друга в мировой памяти исторических пластах. Иногда еще появляются доводы об инопланетных технологиях, тоже шикарно вписывается и многое объясняет.«Ну и далее, — считают такие мыслители (а их реально много, увы), — существует мировой заговор академических ученых, в данном случае историков, искусствоведов, археологов и т.п., с целью все это замолчать и не пустить передовых мыслителей с их передовыми идеями двигать науку вот подобными передовыми теориями.  Профессиональное университетское образование — это вообще зло, оно надевает на глаза шоры и заставляет вступать в мировой заговор замалчивателей истины. Филологи, вон, тоже выпендриваются — ясно же, что «Слово о полку Игоревом» —  подделка, а «Велесова книга» подлинник, а не наоборот. Это все филологическое образование виновато, не написали бы докторских диссертаций по лингвистике —  сразу поняли бы, где правда».Тех, кто согласен с озвученной выше точкой зрения, настоятельно прошу никогда не комментировать в данном блоге: у меня аллергия и судороги на почве подобной фоменковщины, поэтому буду банить сразу. Я нервная барышня, участник мирового заговора искусствоведов, получивших высшее образование, поэтому даже извиняться не буду, сразу расстрел на месте.Дальнейшая моя речь предназначена для тех, кто реально интересуется и пытается разобраться и понять, почему случился такой коллапс с искусством.Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Читайте также:  Чем кормить шпица померанского, немецкого: взрослого и щенка по месяцам

СРЕДНИЕ ВЕКА

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

РЕНЕССАНС

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем(коллажи из моего старого текста про эволюцию портретов, рекомендую глянуть)Я честно попробую очень коротко.Искусство не существует само по себе, чтобы сделать нам красиво и приятно. Искусство, в первую очередь, это продукт экономики, политики и идеологии. Хорошо в стране по этим трем параметрам — все хорошо в искусстве. Плохо в стране, бедно, безумно — с искусством все фигово.

Пример:

  • Страна А — очень богатая, сильная и патриотичная. В стране А снимают очень качественно сделанное кино, потому что жители страны А любят покупать этот продукт и разбираются в его сортах и жанрах. Поэтому в страну А приезжают сливки кинематографии всех остальных стран, чтобы поработать с такими отличными ресурсами. Когда страна А ведет войну — появляется много фильмов про то, какие хорошие солдаты в этой стране, летчики, космонавты. Когда в стране А спокойно, сытно и появляется много умниц и бездельников, то можно снимать арт-хаус с надрывом. Когда в стране А случаются периоды реальной экономической депрессии — то на экранах появляется много добрых мюзиклов, на которых не надо думать и можно расслабиться.
  • Страна Б — бедная, но гордится своими успехами относительно события, произошедшего 70 лет назад. Кино в этой стране снимается не на деньги тех, кто ходит в кино, а на деньги государства, которое считает, что этот жанр должен пробуждать патриотизм. Материальных ресурсов при этом в данной стране не очень много, поэтому снимать фильмы в 3D она не может — нет денег на покупку камер. Операторов, которые могли бы снимать 3D, в стране тоже нет — кто мог, тот уехал работать в богатую страну А (или В), где такая техника водится. Если в страну Б завезут такую камеру, то работать с ней будет некому — придется выписывать иностранного специалиста.
  • Страна Цэ — пару лет назад была разбомблена страной А. Кинематографа в ней нет. Людей, которые умеют делать кино, в ней нет — они либо умерли, либо стали беженцами, либо им повезло получить работу в других странах. Единственное кино, которое может появиться в стране Цэ — это документальный фильм, снятый на мобильный телефон. Чтобы в стране Цэ появилось снова кинематографическое искусство, должен настать мир, настоящий мир. Должно стать спокойно. В стране должны появиться материальные ресурсы на производство излишков (а искусство — это всегда излишки). В стране должны появиться специалисты этого ремесла — вернутся беженцы, или вырастет новое поколение. Новому поколению придется учиться с нуля, и сначала у них будет получаться очень-очень плохо.

Жозеф-Ноэль Сильвестр. «Разграбление Рима варварами в 410 году» (1890 год)Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищемИтак, чтобы какой-то жанр искусства снова возник и достиг высокого уровня, необходимо, чтобы имелось:

  • Материальные ресурсы: чтобы человек имел лишние деньги на билет в кино, а не экономил, чтобы еду купить детям.
  • Школа: несколько поколений ремесленников должны наработать опыт и снова изобрести велосипед, чтобы получилось качественно.
  • Идеология: население страны должно хотеть смотреть именно кино (и скорей всего, сначала это будут примитивные мюзиклы, а никак не арт-хаус). И государство (религиозное течение) должны это все одобрять вдобавок. Сложные фильмы в этой стране появится, когда накопится ресурс: мастера будут хотеть и уметь делать сложно, а потребитель будет избалован и перекормлен, и захочет сложного и необычного.

Перейдем от кинематографа к античности.Вот была Римская империя, на протяжении веков владевшая всем цивилизованным миром. Римский мир был огромен и унифицирован. На Британских островах были виллы римских аристократов, где был теплый пол (с помощью труб горячей воды); грамотность была крайне высока (полно надписей в борделях и сортирах Помпей найдено); умели делать кесарево сечение, трепанации и удалять аппендиксы. Умны эти люди были настолько, что философию, придуманную в античности, до сих пор только специально обученные люди уразуметь могут, и ничуть это не хуже всякого дзен-суннизма, почитайте про стоиков и киников.

А потом все кончилось.

Э.В. Люмине. «Падение Рима»

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищемЯ надеюсь, все вы более или менее слышали про Падение Римской империи, Великое переселение народов, Аттилу, вандалов, готов, Черную смерть и т.д.Рассказывать о причинах и подробностях этих событий я не буду, только о том, какие последствия это имело для искусства и ремесла.Читали романы в жанре постапок? Видели постапокалиптические фильмы? («Безумный Макс», «Шестиструнный самурай», «Кин-дза-дза»)Цивилизация полностью уничтожена. Выжившие люди пытаются выживать дальше при минимальном количестве ресурсов.Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Остатки античности, торчащие из земли, используются не по назначению, потому что об их истинном назначении люди средневековья либо совершенно забыли, либо таких целей уже давно не существует, потому что роскоши нет. Старинные храмы разрушались, и их обломки шли на полезные стройки (термин «сполии»). Бронзовые статуи переливали на оружие и инструменты.

Мраморные пережигали на известь. Их мавзолеев делают реальные крепости, ведь у них такие толстые стены. В театрах закладывают оконные проемы и из них тоже делают крепости. Из саркофагов, украшенных купидончиками, выкидывают тела римских матрон, саркофаги перетаскивают в новые христианские церкви и кладут в них тела своих свежеумерших епископов.

Читайте также:  Корм для собак Педигри отзывы ветеринаров о pedigree, разбор состава

В дело идет все.

Театр Марцелла в Риме, построен Цезарем. В эпоху Возрождения — дворец семьи Орсини.

Чтобы понять, почему людям Средневековья потребовалось больше тысячи лет, чтобы научиться делать так же, как художникам античности, представьте себе мир постапокалипсиса, мир после ядерной войны.Вся цивилизация уничтожена.Сначала надо выжить.А потом все создавать с нуля, на основе каких-то обрывков и осколков.

Нам трудно представить весь тот ужас и бедность, в которых веками существовала Европа, прежде чем стать достаточно богатой и опытной, чтобы начать снова делать хорошее искусство. Это как фильм Германа «Трудно быть богом», только не полтора часа на экране, а вокруг тебя всю жизнь.

Искусство появлялось то, которое было нужно, и логика этого нам, современным людям, непонятна. Ну что проще — нарисовать портрет или построить готический собор? Конечно, нарисовать портрет.

Однако готические соборы роскошные строили с 12 века, а нормальные портреты научились рисовать только в 15 веке, потому что до этого в них никакой необходимости не было***Это все очень упрощенно, я, например, выпустила роль христианской идеологии.

(И еще можно поговорить про Византию, где были другие интересные процессы, также связанные с упрощением визуального, но без всего этого выживания. Но потом).Еще учите, что есть психологический блок, почему для современного человека это сложно уразуметь. Сегодня у нас время течет очень быстро.

Со 2-й половины 19 века восприятие течения времени очень убыстрилось, и оно продолжает убыстряться. Сейчас за десять лет научных изобретений делается колоссальное количество.И понять, почему это возвращение к культуре заняло целую тысячу лет, сегодняшнему человеку нереально сложно.Они бы это сделали за пятилетку, ага.Ну возвращайтесь после Третей Мировой, тогда поговорим.***Так понятно я объяснила, на наглядных примерах?_____

UPD: коротенькое продолжение про идеологический фактор.

Дети Средневековья: почему младенцы того времени выглядят как уродливые старики

Уродливые — это еще мягко сказано. На средневековых изображениях дети похожи на жутких карликов с высоким уровнем холестерина, всерьез озабоченных жилищными вопросами. Младенец на картине «Мадонна из Вевержи» мастера Вышебродского алтаря выглядит так, словно его сейчас уволят за сексуальные домогательства.

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Изображения этих детей, больше напоминающих взрослых мужчин, заставляют задуматься, почему начиная с эпохи Ренессанса вместо них стали рисовать милых херувимов.

Сравнение средневековых и ренессансных изображений показывает, как сильно изменился концепт детского лица.

Чтобы понять, почему на средневековых изображениях столько уродливых детей, необходимо обратиться к истории искусства, средневековой культуры и современным представлениям о детях.

Средневековые художники просто плохо рисовали?

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

«Уродливость» младенца вполне могла быть преднамеренной. Граница между картинами с некрасивыми и симпатичными детьми совпадает с границей между Средневековьем и Ренессансом. В разные времена главными ценностями люди считали разное: если художник Ренессанса думал о детях не так, как художник Средневековья, изображение отразит эту перемену. «Если мы имеем принципиально другие представления о детях, картины продемонстрируют наше к ним отношение, — считает Аверетт. — Средневековью присущ определенный стиль рисования. Конечно, можно сказать, что герои живописи того времени изображены нереалистично, но это же замечание можно отнести и к персонажам Пикассо». Эпоха Ренессанса принесла с собой художественные инновации, однако не они послужили причиной того, что детей стали рисовать «лучше».

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Можно выделить две причины того, почему в средневековом искусстве дети выглядят «мужиковатыми»:

1) В основном детские изображения в Средневековье — это изображения Иисуса. Концепция гомункулярного Христа влияла на общую традицию изображения детей.

Средневековый портрет ребенка обычно создавался по заказу церкви. Это ограничивало спектр изображаемых персон до младенца Иисуса и еще нескольких детей из библейских сюжетов. На средневековое понимание Христа повлиял образ гомункула, что дословно переводится как «человечек».

Идея гомункулярного Иисуса состояла в том, что сын Божий уже при рождении имеет идеальное тело, а его черты не меняются с ходом времени. Аверетт утверждает, что, если сопоставить эту концепцию с традицией византийской живописи, можно объяснить, почему на многих изображениях младенец Христос изображен лысеющим.

Позже традиция изображения выглядящего взрослым Иисуса стала конвенциональной для иконографии. Через какое-то время люди стали считать, что только так и можно рисовать ребенка.

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

2) Средневековые художники не были заинтересованы в реалистической манере живописи

Нереалистичное изображение Иисуса говорит о том, что средневековое искусство требует более широкого подхода. Очевидно, что художники того времени не рисовали в стиле реализма и одновременно с этим не идеализировали формы тела, подобно художникам Возрождения.

Странности, которые нам видятся в искусстве Средневековья, возникали из-за того, что художники не подходили к изображаемому предмету с позиции натурализма, а больше склонялись к экспрессионистским способам передачи объекта.

Однако эта особенность средневекового мышления делала большинство изображаемых людей очень похожими. Идея творческой свободы (художник может рисовать людей так, как ему вздумается) относительно нова. В Средневековье все еще сильны художественные конвенции.

В таком стиле рисования сохранялся традиционный образ младенца, похожего на обрюзгшего слабохарактерного отца — по крайней мере, до Ренессанса.

Как Ренессанс сделал детей красивыми

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Так почему детей стали изображать красивыми?

1) В Новую эпоху процветало светское искусство: люди захотели смотреть на симпатичных детей, а не на маленьких и безобразных стариков

В Средневековье практически не было искусства «среднего класса» или простонародной живописи. После роста доходов граждан Флоренции в культуре Ренессанса стал формироваться запрос на портреты детей.

Простые люди с их желанием увековечить потомков на картинах расширили границы портретной живописи. Заказчик не хотел видеть своего отпрыска в образе жуткого гомункула.

Это сместило границы допустимого в изображении детей, и в итоге традиция распространилась и на самого младенца Иисуса.

2) Идеализм Ренессанса изменил искусство

В эпоху Возрождения у художника возникает новый интерес — наблюдать за природой и изображать вещи такими, какими он их видит. Экспрессионистская манера, свойственная искусству Средних веков, уходит. Это приводит, в том числе, к появлению реалистичных изображений младенцев — прекрасных херувимов, заимствующих самые лучшие черты реальных людей.

3) Дети стали невинными созданиями

Аверетт предлагает не проводить грубого разграничения между средневековой и ренессансной ментальностью, присущей родителям этих эпох.

По распространенному мнению, изменение мышления в эпоху Ренессанса повлияло на традицию изображения детей, однако родители в Средневековье любили своих детей примерно так же, как и родители в эпоху Возрождения.

Впрочем, уже во время Ренессанса происходит трансформация самой концепции ребенка: из маленьких взрослых дети превращаются в исключительно невинных созданий. Это произошло, когда в обществе распространилась мысль о том, что каждый ребенок рождается безгрешным и еще ничего не знает о мире.

Как только отношение взрослых к детям поменялось, изменились и портреты детей, создаваемые взрослыми и для взрослых. Уродливые младенцы в живописи Средневековья или же красивые в эпоху Ренессанса — лишь отражение общественных представлений о том, как люди думали о детях, своих родительских задачах и искусстве.

Почему мы все еще хотим, чтобы наши дети выглядели красиво?

Под влиянием всех перечисленных факторов дети сегодня — исключительно пупсы, которых хочется ущипнуть за щеку.

Понятно, что в современном обществе до сих пор живы некоторые постренессансные представления, связанные с идеализацией детей.

Конечно, для современного человека перемена традиции изображения детей — это плюс, ведь, согласитесь, такое личико может понравиться только родной маме:

Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector