Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Человек — единственное животное, для которого собственное существование — загадка, требующая разрешения.

Эрих Фромм

Проблемы прямоходящих: об эволюции человека

Избитая фраза о том, что человек произошел от обезьяны, верна. Однако это произошло не так быстро, как нам хотелось бы. Процесс трансформации первобытного примата в Homo Sapiens занял миллионы лет. Так каким же он был, первый представитель человеческого рода и существовал ли он вообще?

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Первые шаги к человеку. приматы

Благодаря естественному отбору мы развили в себе способность к сопротивлению; мы не уступаем ни одной бактерии без упорной борьбы

Герберт Уэллс

Вымирание динозавров положило начало кайнозойской эре. Мелкие насекомоядные существа за короткий срок породили множество новых видов. Так появились прародители приматов, пращуров человека разумного. Считается, что они произошли от отряда плезиадаписовых. Эти звери больше походили на грызунов, чем на обезьян, но были приспособлены к жизни на деревьях.

Первым из настоящих приматов был архицебус, живший около 55 миллионов лет назад. Эта маленькая обезьянка размером 7 сантиметров весила всего 20-30 граммов. Архицебус питался насекомыми.

Длинный хвост и хватательные конечности делали его хорошо приспособленным к жизни на деревьях. Этот древесный зверек породил две ветви приматов.

Одна привела к долгопятам — маленьким ночным насекомоядным обезьянкам, другая — к обезьянообразным, к которым относится большинство современных обезьян и человек.

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Первая из обезьянообразных — эосимия, жившая около 45 миллионов лет назад. Ее размер не превышал размера человеческой ладони.

Около 30 миллионов лет назад на Земле произошло похолодание, сопровождавшееся очередным массовым вымиранием. Приматам удалось выжить лишь в областях с жарким климатом.

В это же время часть обезьян мигрировала в Южную Америку и разделилась на широконосых и узконосых.

Ученым удалось обнаружить нескольких предков современных обезьян (саадания, проконсул и дриопитек) и человека.

  • Саадания. Этот общий предок человекообразных обезьян и мартышек обитал на Земле 28-29 миллионов лет назад. Увы, по найденным фрагментам скелета полный внешний вид существа восстановить сложно. Однако ученые выяснили, что обезьяна была уже достаточно крупной — весом около 15-20 килограммов.
  • Проконсул. Этот древнейший представитель человекообразных обезьян жил в Африке около 20 миллионов лет назад. Первобытные приматы обитали в тропиках и были вегетарианцами. Весили проконсулы до 40 килограммов.
  • Дриопитеки. Эти приматы жили около 9-12 миллионов лет назад. Они все так же обитали на деревьях, питались фруктами и мягкими листьями. Они стали предками человека, горилл и шимпанзе. Дриопитеки вырастали до 60 сантиметров и вели стадный образ жизни.

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Примерно 10 миллионов лет назад на Земле вновь похолодало, а климат стал суше. Площадь лесов сократилась, а обширные пространства заняли саванны. Дриопитекам, населявшим эти места, поневоле пришлось слезть с деревьев и перейти к жизни на открытых пространствах. Около 6-7 миллионов лет назад появился сахелантроп — первое прямоходящее существо, жившее в Африке.

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Примерно 4,4 миллиона лет назад возникли ардипитеки. Они были прямоходящими существами, жили по большей мере в лесу и были всеядными. Средний рост ардипитека достигал 120 сантиметров, а вес — 50 килограммов.

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Следующим звеном эволюции, ведущим к человеку, стали австралопитеки. Они имели рост от одного до полутора метров и вес до 55 килограммов. Около 3 миллионов лет назад австралопитеки разделились на несколько ветвей, одна из которых привела к людям, а другая впоследствии вымерла.

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Сходство между ДНК обезьяны и человека составляет около 90%.

Этапы и звенья эволюции человека

В пещерные времена люди не знали дипломатии и говорили то, что думали. Позже они научатся ловко прятать свои мысли и побуждения, хотя желания и цели у них останутся те же.

Дмитрий Емец. Звездолет из каменного века

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

И все-таки, откуда на планете Земля взялся человек? При всем разнообразии точек зрения на антропогенез, подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории. Она, в отличие от остальных, подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения:

  • Австралопитек (Australopithecus) жил на территории Африки около 4,2-1 миллиона лет назад. Его тело было покрыто густой шерстью, и по внешнему виду австралопитек больше походил на обезьяну, нежели на человека. Однако этот представитель гоминид уже ходил на двух ногах. Кроме того, он блистал примитивным интеллектом. Австралопитек пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отставленный большой палец на кистях рук. Объем его мозга по отношению к объему тела был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у человекообразных обезьян.
  • Человек умелый (Homo habilis) считается первым представителем человеческого рода. Он жил около 2,4-1,5 миллиона лет назад в Африке и получил свое название за умение мастерить простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека. Особенности мозга человека умелого свидетельствуют о зачатках у него речи. В остальном человек умелый больше был похож на австралопитека, чем на современного человека.
  • Человек прямоходящий (Homo erectus) 1,8 миллиона — 300 тысяч лет назад расселился по Африке, Европе и Азии. Он мастерил сложные орудия и уже освоил искусство добычи огня. Его мозг по объему был близок к мозгу современного человека, что позволяло этому представителю участвовать в коллективной деятельности. Эти люди активно охотились на крупных зверей группами и использовали речь для общения.
  • В период от 500 до 200 тысяч лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному. Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным (Homo sapiens).
  • Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тысяч лет назад. Объем мозга нашего предка соответствовал размеру мозга современного человека и даже немного превосходил его. Раскопки свидетельствуют о развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали. Неандертальцы рисовали на сводах пещер сцены из своей жизни и проявляли заботу о соплеменниках. Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
  • Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens) — это человек современного типа. Он появился около 130 тысяч лет назад. Ископаемых «новых людей» впервые обнаружили в местечке Кро-Маньон во Франции. Их так и назвали — кроманьонцы. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, говорящие о высоком уровне их культуры и быта — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки и украшения. Благодаря своим способностям человек разумный 10-15 тысяч лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта он перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.

БРОСЬ! ДА ПОДАЛЬШЕ

Бросание предметов было важнейшей частью существования наших далеких предков. Наши плечи и торс «заточены» под броски камней и копий, они умеют вовремя накапливать и освобождать энергию. Без умения метать камни и копья первобытные люди могли не выжить.

Могут ли обезьяны эволюционировать в людей сегодня

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Могут ли обезьяны эволюционировать до человека в наши дни? С такими вопросами к нам в редакцию часто обращаются будущие студенты. Они утверждают, что по теории Дарвина простые клеточные организмы превратились в людей за миллиарды лет. Но сколько же нужно времени чтобы сделать из обезьяны человека и возможно ли это сегодня?

Почему обезьяна не становится человеком

У человека и шимпанзе почти 99% общих генов. Но этого недостаточно, чтобы обезьяна стала человеком. Антропологи доказали, что люди и современные человекообразные обезьяны принадлежат к разным видам приматов. Хотя общий предок есть. Но ученым пока не удалось найти эту древнюю обезьяну.

Двенадцать миллионов лет назад был совершенно другой климат. На планете стало холоднее и суше, уменьшилась площадь тропических лесов, и часть приматов ушла в саванны. Для того чтобы увеличить обзор местности и быстрее замечать хищников, приматы встали на две ноги. Прямохождение, охота, мясоедение… Так обезьяна встала на путь эволюции.

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Сегодня климат обезьян вполне устраивает и покидать тропические леса они не собираются. Размер мозга современных человекообразных обезьян около 400 кубических сантиметров, у людей — 1300. Догнать человека может и можно. Но зачем? Сородичи, как выяснилось, вытесняют умников. А изгой в стае обезьян просто не выживает.

К тому же если верить теории эволюции, обезьяне нужно не меньше пяти миллионов лет, чтобы стать человеком. Так что если это и произойдет, то не завтра и не послезавтра, пишет 1tv.ru.

Самцы врут, самки изменяют

То, что именно внешняя среда служит одной из движущих сил эволюции, учёные знали давно.

Читайте также:  Как завезенные животные губят коренную фауну: случаи из жизни

Вот скажем, переселили люди в Австралию с Гавайских островов тростниковых жаб (они, по замыслу человека, должны были бороться с вредителями сахарного тростника), так у тех под влиянием новой среды обитания уже через каких-нибудь 60 лет ноги удлинились аж на 25%, а скорость прыжков возросла в 5 (!) раз. И стали земноводные для австралийцев не благом, а бичом, похлеще тех самых «сахарных» вредителей.

Тем не менее ярые противники теории Дарвина в возможность превращения обезьяны в человека верить отказываются.

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

У них не вызывает интереса даже оригинальная версия, озвученная психологами британского университета Святого Андрея.

Согласно их мнению, прямым свидетельством наличия разума (пусть и не такого совершенного, как у человека) является… их способность обманывать друг друга для извлечения личной выгоды.

Оказалось, что самка гориллы готова скрывать свои сексуальные отношения с «посторонним» обезьяном, чтобы избежать оплеух от доминирующего самца.

Что орангутанг может изображать полнейшее равнодушее к самой вкусной пище, пока она находится в поле зрения его соплеменников. Что молодой павиан, пытающийся избежать выговора своей матери, внезапно вскакивает и начинает что-то внимательно изучать на горизонте, заставляя таким образом впадать в панику всё стадо.

Умные-то обезьяны умные, но почему-то за всю многовековую историю человечества так в людей и не превратились. Почему? С этим вопросом мы обратились к специалистам лаборатории млекопитающих Института зоологии РАН. Они выделили три препятствия.

Во-первых, отсутствие подходящих природных условий. Причиной антропогенеза (так по-научному называется процесс превращения человекоподобных обезьян в человека. — Авт.) стала смена влажного и тёплого климата на холодный предледникового периода. Человекоподобные обезьяны должны были либо вымереть, либо найти способ адаптироваться.

Во-вторых, вымирание того вида обезьян, что стал нашим непосредственным предком.

И в-третьих, занятость экологической ниши. Сейчас человек разумный расселён по всей планете, численность наша чрезвычайно высока. А вот коли человечество вымрет, какой-нибудь из видов обезьян (уж не шимпанзе ли?) через несколько миллионов лет легко переродится в существа, подобные человеческим, сообщает АиФ.

Почему обезьяны не эволюционируют в людей сегодня

Шимпанзе находятся на уровне развития людей каменного века и всё время эволюционируют

Согласно теории Дарвина, после более миллиарда лет эволюции простейшие клеточные организмы превратились в людей. Но если от клетки до человека — пропасть, кажется будто от обезьяны до нас — один шаг.

Когда-то обезьяны стали прямоходящими, а затем постепенно превратились в людей. Почему этого не происходит сегодня? Все дело в окружающей среде

Сегодня мы живем бок о бок с животными, которые, согласно теории эволюции, были предшественниками нашего вида.

Но обезьяны живут на этой планете дольше нас и почему-то ни в какую не хотят эволюционировать, даже если показать им наши орудия труда и научить арифметике.

Недалекие от науки противники теории эволюции используют этот факт, чтобы доказать ложность дарвинизма. Но не будем уподобляться им и разберемся, в чем же тут дело.

Мы знаем, что человек произошел от обезьян. Но от каких именно, ведь их видов очень много? Считается, что один из самых древних предков человека относится к роду австралопитеков или наяпитеков. Эти роды обладали необходимыми чертами для «запуска» эволюции более разумного вида, однако сегодня их не встретишь на Земле.

Конечно, эволюционировать могли и другие виды обезьян, что же им мешает? Мешает отсутствие необходимости. Считается, что предки человека начали эволюционировать в ответ на последовательные изменения климата.

Попав в экстремальные условия, выживали только самые умные и сильные особи, в результате чего из поколения в поколение человекоподобные обезьяны становились все умнее.

Стоит также учесть еще одну важную причину: сегодня экологическая ниша, которую могли бы занять обезьяны уже занята нами. Раньше наравне с Homo sapiens на Земле существовали и другие виды древних людей. Однако, по разным причинам Человек разумный смог стереть их с лица планеты — кого-то наши предки убили, а с кем-то спарились, «растворив» их генетический код в своем.

Ну и не стоит забывать, что на эволюцию обезьяны в человека у природы ушло более миллиона лет. Возможно, нам нужно просто ждать, и тогда приматы разовьются в новый вид и составят нам конкуренцию.

Хватит обезьянничать: смогут ли шимпанзе догнать нас в эволюционном развитии

Ученые, исследующие человекообразных обезьян, объявили, что обнаружили у шимпанзе ритуалы. «Афиша Daily» узнала у биологов и антропологов, скоро ли обезьяны догонят людей в эволюционном развитии

Chimp stone throwing compilation from laura kehoe on Vimeo.

Большой международный коллектив ученых, работающих над проектом «Культура шимпанзе», опубликовал в авторитетном научном журнале Nature статью о своем открытии: у нескольких популяций человекообразных обезьян в Западной Африке обнаружено поведение, которое может быть интерпретировано как ритуальное.

Исследователи приметили в лесу деревья, в которых дупла были завалены камнями, и стали наблюдать за ними. Выяснилось, что камни бросают в деревья крупные взрослые самцы шимпанзе, причем делают они это не как попало, а с соблюдением определенной процедуры: подошел, огляделся, заорал во весь голос, бросил камень изо всех сил, пошел дальше.

Горилла Коко, живущая в неволе, оказалась способна даже освоить человеческий язык (жестовый, поскольку строение гортани не позволяет ей членораздельно говорить)

Ученые осторожно сравнивают это поведение с человеческими ритуалами, которые тоже обычно привязаны к определенному месту и имеют четкую процедуру.

https://www.youtube.com/watch?v=t-UtCC_TqIQ

Человекообразные обезьяны тысячелетиями используют камни как орудия труда (например, колют ими орехи). Они умеют не только палкой добывать из земли вкусных муравьев, но и обучать этому своих детей. Более того, в разных популяциях детей учат разным техникам добывания еды, что позволяет некоторым исследователям говорить даже о различных обезьяньих «культурах».

У них довольно сложная социальная организация и развитая сигнальная система. Горилла Коко, живущая в неволе, оказалась способна даже освоить человеческий язык (жестовый, поскольку строение гортани не позволяет ей членораздельно говорить).

В 2007 году группа ученых во главе с Хулио Меркадером в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences даже использовала применительно к шимпанзе термин «каменный век».

Марина Бутовская

заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук

Долгосрочные наблюдения (14–17 месяцев) за поведением шимпанзе с 2011 по 2014 год в 11 популяциях Западной Африки показали, что в четырех из них животные практикуют метание камней в стволы деревьев, а также устраивают склады камней вокруг деревьев или в полостях стволов у их основания.

Такое поведение никоим образом не связано с использованием камней для добычи пищи. Его можно интерпретировать как своеобразную ритуальную демонстрацию, сходную с барабанным боем о стволы деревьев (ранее такое поведение было описано в различных популяциях).

Однако хранение камней вблизи конкретных деревьев, по мнению авторов статьи в журнале Nature, больше напоминает использование камней в ритуальных целях у человека.

Способностью к орудийной деятельности, вероятно, обладал общий предок человека и шимпанзе

Камни, обозначающие священные места, ритуальные захоронения и прочие культурно маркированные пространства — классический объект археологических исследований.

Авторы полагают, что ритуальное поведение шимпанзе сохраняется в каждой конкретной популяции, передается из поколения в поколение и может являться аналогом ритуальных сайтов.

Принципиально важным в этом открытии является именно факт отсутствия какой-либо «выгоды» от этого поведения для шимпанзе-исполнителя.

По-видимому, орудийная деятельность обезьян (включая макак, капуцинов и человекообразных — орангутанов, шимпанзе и бонобо) — явление гораздо более распространенное и значимое, чем представлялось ранее. Все чаще в научной литературе используются понятия «культура шимпанзе», «археологические сайты шимпанзе».

Все больше эмпирических подтверждений обоснованности такого подхода находят полевые приматологи.

Принимая во внимание новейшие результаты палеоантропологических исследований в Африке, все эти факты подводят нас к исключительно важным выводам: способностью к орудийной деятельности, вероятно, обладал общий предок человека и шимпанзе; шимпанзе используют орудия в гораздо более широком контексте, не ограничиваясь только пищедобывающей сферой; данные о ритуальном накоплении камней у корней деревьев в отдельных популяциях шимпанзе могут помочь археологам лучше понять и проследить развитие феномена поклонения священным местам у предков человека.

Александр Соколов

главный редактор портала antropogenez.ru

Вряд ли открытие такого поведения у шимпанзе радикально меняет наши представления об эволюции обезьян. Скорее добавляет штрихи к их «интеллектуальному портрету». А также наводит на мысли о том, как возникли различные формы поведения, которые мы считаем чисто человеческими.

Конечно, интерпретировать такие открытия нужно очень осторожно. Мы не знаем, зачем шимпанзе это делают. Проще всего объяснить такое кидание камней некой «ритуальной практикой». Но могут быть и иные объяснения.

Сами авторы, например, предполагают, что громкий звук, издаваемый камнями при ударе о дерево, для обезьян может быть формой демонстрации.

Читайте также:  Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Использование каменных орудий труда — это еще не каменный век. Каменный век предполагает изготовление каменных орудий, прежде всего чопперов. Это галька, которую несколько раз стукнули так, что в результате сколов получился режущий край. Шимпанзе используют камни в готовом виде, не обрабатывая их. Так что это скорее период, который у наших предков предшествовал раннему палеолиту.

«Догоняют» ли нас обезьяны эволюционно? Вряд ли. Просто мы еще далеко не все о них знаем.

Александр Марков

доктор биологических наук, автор книги «Эволюция человека»

То, что это называют ритуальным поведением, — это авторская интерпретация, а не научный факт. Наличие в этом поведении символического смысла может быть только домыслено. Какой смысл в это вкладывают шимпанзе — мы не знаем. Это может быть интерпретировано, например, как игра.

Вот представьте. Мы обнаружили, что в лесочке около какой-нибудь среднерусской деревни мальчишки швыряют камни в какое-то дерево. Приходят иногда компаниями, иногда с девочками, иногда поодиночке — идет, смотрит: вот наше камнекидательное дерево — швырк камнем и дальше пошел.

Мое предположение: мотивация и вся психологическая основа этого поведения у шимпанзе точно такая же, как у человеческих детей в этой ситуации, — им, что называется, по приколу швырять камни, это такая общепринятая забава.

В детских забавах тоже может быть элемент демонстрации силы, ловкости, высокого статуса: я лучше всех швыряюсь камнями, вот какой я крутой!

Человекообразные обезьяны близки к человеку по своим когнитивным способностям и при целенаправленном обучении со стороны человека достигают уровня интеллектуального развития, сопоставимого с уровнем двухлетнего ребенка

До стадии раннего палеолита обезьяны явно не дотягивают: изготовления каменных орудий у них не обнаружено, они пользуются почти исключительно найденными камнями, не обрабатывая их специально. Предполагается, что наши предки тоже начинали с этого.

Человекообразные обезьяны близки к человеку по своим когнитивным способностям и при целенаправленном обучении со стороны человека достигают уровня интеллектуального развития, сопоставимого с уровнем двухлетнего ребенка. Дальше уже не хватает их мозгов.

В тех крошечных обезьяньих популяциях, которые остались сейчас, прогрессивная эволюция уже практически невозможна. И люди кругом, и охотятся на них, и леса вырубают. В этих условиях они могут только вымереть и никого никогда не «догонят».

Можно себе представить такой грандиозный эксперимент. В нем должны участвовать большущие популяции обезьян (шимпанзе, бонобо), по много тысяч особей. Вообразите себе такое чудо: выделили пол-Африки под заповедник для шимпанзе и горилл, чтобы они там могли спокойно эволюционировать.

В принципе, вполне реально, что они бы стали эволюционировать в ту же сторону, что и наши предки в свое время. Только нужно, чтобы условия были таковы, чтобы самые умные оставляли больше всех потомства. А это не дается по умолчанию.

По-видимому, у большинства приматов отбор на «поумнение» не был таким сильным, как у наших предков. Наши предки попали в какие-то особые условия, у них сложилась особая структура социума, в которой очень выгодно быть умным. И стал увеличиваться мозг.

Вот если бы поставить шимпанзе в такие условия, то, я думаю, и у них за пару миллионов лет можно было бы добиться развития интеллекта, похожего на наш. Но на практике это неосуществимо. Тем более что и ниша уже занята.

Шимпанзе как эволюционная модель человека

Шимпанзе (Pan troglodytes) наряду с бонобо (Pan paniscus) – ближайшие «родственники» людей среди ныне живущих видов. По сравнению с прочими млекопитающими сходного размера, шимпанзе медленно растут, самки поздно начинают рожать – примерно в 14 лет, довольно долго кормят грудью.

Шимпанзе долго живут. Самая длинная задокументированная продолжительность жизни шимпанзе среди содержащихся в неволе – 62 года, а возраст одной из самок оценивается в 78 лет. Получить демографические данные для шимпанзе, живущих в дикой природе, сложнее, однако ученые занимаются подобными исследованиями, в частности, в рамках проекта «Шимпанзе Нгого».

Ученые из Йельского и Мичиганского университетов и университета штата Аризона (США) в течение 20 лет начиная с 1995 г. наблюдали за шимпанзе крупного сообщества Нгого (Ngogo), обитающих на территории национального парка Кибале на юго-западе Уганды. Они отслеживали рождения, смерти и миграции обезьян, собирая уникальную базу демографических знаний о них.

Средняя продолжительность жизни 306 обезьян, данные о которых были получены за это время, составила 33 года.

Это почти вдвое больше, чем обычно живут шимпанзе, и попадает в предполагаемый интервал возраста, до которого доживали первобытные люди – охотники и собиратели (хотя максимальная, а не средняя продолжительность жизни древнего человека выше, чем у шимпанзе).

Структура выживаемости в сообществе шимпанзе Нгого, по словам ученых, больше напоминает ту, что характерна для племен древних охотников и собирателей, чем ту, что описана для большинства шимпанзе.

Согласно результатам исследования, долгая жизнь шимпанзе Нгого объясняется благоприятными внешними условиями. Так в местности, где они обитают, практически нет хищников.

Но главное – всегда есть обильная высококалорийная еда, например, легко усваиваемые плоды фигового дерева (инжир).

Поэтому шимпанзе Нгого не ослабевают от голода и менее восприимчивы к болезням; за период исследования среди них не было, в отличие от других подобных проектов, серьезных эпидемий, источником которых, к слову, могут быть и люди.

В том же национальном парке обитает еще одно сообщество шимпанзе, Каньявара (Kanyawara), средняя продолжительность жизни которых, несмотря на отсутствие хищников, почти на 13 лет меньше, чем продолжительность жизни шимпанзе Нгого. Исследователи считают, что это связано с тем, что в местах обитания Каньявара с едой дело обстоит хуже.

Полученные данные помогут лучше понять процессы эволюции человека, представить условия, определявшие продолжительность жизни наших предков, смоделировать переход от существования групп, подобных сообществам шимпанзе, к образу жизни человеческих сообществ.

http://maxpixel.freegreatpicture.com

Подготовила Мария Перепечаева

Почему обезьяны не эволюционируют в людей

В рамках школьного образования мы все узнали, что люди произошли от обезьян в ходе эволюции. В связи с этим начал напрашиваться, казалось бы, закономерный вопрос: а почему этот процесс не продолжается прямо сейчас? Что мешает обезьянам эволюционировать в людей?

Что на самом деле говорит теория эволюции

Такие вопросы во многом связаны с упрощением знаний, которые даются большинству в школе. Во-первых, человек не произошёл от современных обезьян. И они, и мы – это разные результаты эволюции, которая пошла по разным путям. Все мы произошли от доисторических приматов, обитавших на планете миллионы лет назад. Причём этот самый общий предок на данный момент уже давно вымер.

Во-вторых, под фразой “человек произошел от обезьяны” скрывается долгий и сложный процесс, который длился больше времени, чем заняла вся история человечества.

Эволюция – не целенаправленная

У человека при изучении окружающего мира возникают определённые логические ошибки, искажения, которые мешают восприятию. В частности, когда мы смотрим на себя как на продукт эволюции, то видим всю приведшую к этому цепочку событий. И нам может показаться, что всё к этому и шло.

Однако на самом деле такая же сложная цепочка есть у абсолютно любого события на планете.

Падению вилки со стола предшествовало огромное количество разных выборов людей по созданию этого самого столового прибора, его продаже, а ещё до этого – обработке металла и т. д.

То есть свои цепочки событий есть у абсолютно чего угодно. Однако это не означает, что у эволюции предусмотрена какая-то заранее созданная программа, что-то целенаправленное.

То есть “венец творения” или “венец природы” – это наша субъективная оценка самих себя. Для природы и мы, и шимпанзе – равноценны. И каждый из видов развивался с адаптацией к окружающей среде по определённому пути.

Новые виды не замещают старые, а соседствуют с ними

Некоторые люди думают о том, что все обезьяны должны почему-то превращаться в людей. То есть на смену “старому” виду пришёл “новый”, более “совершенный”. И он должен, по этой логике, его сместить.

В действительности вымирание видов происходит из-за того, что они перестают соответствовать среде, к которой адаптировались. Или потому что вид не успевает адаптироваться с достаточной скоростью. Также в вымирании виноваты природные катастрофы: исчезновение кормовой базы, болезни, катаклизмы, неудачная конкуренция.

Но если новый вид не мешает существовать старому, то они могут развиваться параллельно друг другу и дальше. Человек не конкурирует с обезьянами за жизненное пространство. Поэтому они и не вымерли.

Эволюция длится очень долго

Эволюционные процессы – долгие и сложные. Они занимают миллионы лет. Так что нельзя сказать, что кто-то остановился в развитии. Просто мы этого не увидим.

Читайте также:  Ринотрахеит у кошек: симптомы, диагностика и лечение

Кроме того, эволюционный процесс превращения из обезьяны в человека произошёл с конкретной группой животных в определённых условиях. Именно тогда у наших далёких предков начал увеличиваться мозг, благодаря чему они стали лучше, быстрее и эффективнее обрабатывать поступающую к ним информацию. И это стало эволюционным преимуществом.

Однако на самом деле наращивания мозга – это сомнительный шаг со стороны эволюции, можно сказать, экспериментальный. Наш мозг требует для поддержания работы огромного количества энергии. А увеличение потребности в пище ставит вид под угрозу.

Чтобы повторить эволюцию человека, нужны те же самые условия (или приближённые), тот же вид животных, который уже давно вымер, а также миллионы лет. То есть по факту это нереалистично.

Зачем обезьянам становится людьми?

Каждый современный примат прекрасно приспособлен к своей среде обитания. Игрунки – маленькие, они могут великолепно прятаться и наедаться небольшим объёмом пищи. Шимпанзе замечательно лазает по деревьям. Горилла намного сильнее человека.

У каждого примата есть своя специализация, в которой он превосходит другие виды. Обезьяны не эволюционировали в людей, потому что у них не было такой необходимости. Они приспособились за счёт других качеств.

Это для нас интеллект – безусловная ценность. Однако для природы также важны скорость, ловкость, сила, крепкое здоровье, отличное зрение или нюх.

Оценивая окружающий мир, не стоит забывать о том, что человеческая логика применима далеко не ко всему.

Шимпанзе не расскажут нам о том, что значит быть человеком

Не отрекаясь от родства с приматами, иногда необходимо размышлять и о специфических свойствах нашего вида.

Способны ли мы понять поступки президента Трампа, сравнивая его с шимпанзе? Полезно ли изучать других приматов, исследуя гендерное насилие в мире людей? Можно ли, наблюдая за шимпанзе, в частности за бонобо, узнать, почему люди устраивают войны или как нам сделать нашу жизнь лучше?

Поиски животных «корней» человеческого поведения не случайны, ибо люди — животные. Мы — млекопитающие, приматы, гоминоиды, а посему у человека в истории эволюции, в ДНК и физиологии много общего с шимпанзе (включая бонобо) — больше, чем с любым другим живым существом. Эта общность побуждает многих учёных искать решение человеческих проблем, исследуя мир шимпанзе.

Как аргументируют данную точку зрения? Если, заявляют её сторонники, война, сексуальное насилие, агрессия самцов, создание и использование орудий труда, охота и другие паттерны имеют место и у шимпанзе, и у людей, то это общие черты, эволюционно возникшие в давние времена. Следовательно, раскрыв причины появления такого поведения у шимпанзе, можно выяснить суть аналогичного поведения людей.

На первый взгляд, логика безупречная, но истины здесь мало.

Действительно, у людей и шимпанзе много сходного. Однако, проводя сравнение, мы, чтобы сделать правильные эволюционные выводы, должны быть уверены, что рассматриваем одни и те же эволюционные процессы и что «подобные» паттерны действительно подобны.

Из нынешних дел шимпанзе и людей большая часть напрямую несопоставима, потому что миллионы лет мы развивались независимо друг от друга. У нас была очень разная эволюция, и, эволюционируя, мы сформировали разные способы существования.

В последнее время, и совершенно не случайно, учёные главным образом интересовались обширными связями человека с его ближайшими родственниками и остальным миром естественной природы. Для изучения этих связей причин немало. В частности, оно позволяет пресечь ошибочный и даже опасный ход мыслей.

Согласно утверждениям ряда учёных, философов и теологов, человеческая «природа» лежит за пределами естественного мира и потому не связана с природой других живых существ. Эти исторически сложившиеся взгляды вплоть до сегодняшнего дня имеют определённое влияние. К ним, например, относится представление об «уникальности человека», которое используют для оправдания эксплуатации других видов.

А нежелание признавать наше родство с другими приматами является отличительной чертой антиэволюционной догматики. Отрицая наше эволюционное прошлое, она отрицает биологию и историю, фундаментальные научные данные, относящиеся к нашей физиологии и жизни.

Признание того, что у нас много общего с другими приматами, особенно шимпанзе, позволяет нам смирять нашу гордыню и опровергать точку зрения, согласно которой место пребывания людей — выше естественного мира или вообще за его пределами.

Черты нашей морфологии и физиологии, то есть внешний облик и функции, и основные паттерны нашего социального поведения обусловлены тем фактом, что мы приматы.

Подобно шимпанзе (и большинству приматов), мы, люди, придаём огромное значение нашему социальному миру и социальным способностям.

Наше общество со свойственной ему интенсивной социальностью является частью характерного для приматов образа жизни, частью нашего эволюционного наследия.

На протяжении более 50 лет несколько обществ шимпанзе находилось под наблюдением исследователей, поэтому нам многое известно о том, что делают эти приматы и чего они не делают.

У шимпанзе есть масса интересных социальных традиций (использование каменных орудий для колки орехов, а листьев — в качестве чашек для воды, «ловля на удочку» термитов) и способностей (сложные виды социальные иерархии, развитые социальные отношения, сложные групповые конфликты с другими сообществами шимпанзе).

Изучение этих форм поведения может многое рассказать нам о шимпанзе и об их эволюции, а также объяснить некоторые особенности людей.

Но, кроме того, нам известно, что у шимпанзе нет никаких денег, правительств, религиозных институтов, вероучений и фанатиков.

Они не арестовывают и не депортируют друг друга, не создают громоздкую экономику на базе материального и социального неравенства, не изменяют экосистемы в масштабах всей планеты, не строят города и самолёты, не обрекают тысячи других видов на вымирание и не ведут научно-популярные блоги. Мы же всё это делаем.

Будучи весьма специфическим млекопитающим, приматом и гоминоидом, человек способен созерцать окружающий мир, видеть его таким, какой он есть, выдумывать совершенно новые возможности и преобразовывать эти выдумки в материальную реальность — или, по крайней мере, пытаться это делать.

Мы развили в себе способности быть самым отзывчивым и самым жестоким, самым творческим и самым разрушительным существом на Земле. И мы то и дело демонстрируем эти способности. Важно знать, как сформировалась наша специфика.

Только исследуя особую эволюционную историю человечества с того времени, когда появилась наша линия развития, отличная от линий развития других гоминоидов, мы сможем лучше понять, какую нишу занимает человечество и что делает нас людьми.

Фокусируя своё внимание на человеческих свойствах, общих со свойствами шимпанзе (и других животных), мы забываем о различиях, не стремимся их исследовать, чтобы лучше понять, и тем самым лишаем себя способности решать критические проблемы современности с позиций эволюционизма. Нельзя объяснить нашей общей с шимпанзе историей расизм и глобальное изменение климата, а также гендерное разнообразие, движение #MeToo и недавно начавшийся рост национализма.

За 7—10 миллионов лет, прошедших с того момента, как разошлись линии развития человека и шимпанзе, мы сильно изменились. Начнём с генетики. Мы накопили 17 миллионов новых однонуклеотидных полиморфизмов, то есть единичных изменений в нашей ДНК.

Кроме того, сравнение с геномами шимпанзе показало, что у нас было 2,5 миллиона случаев смешения ДНК — мутаций на основе вставок и делеций. Недавнее исследование даже выявило десятки генов, связанных со структурой и функционированием головного мозга, которые различны у людей и шимпанзе.

Что касается морфологии, то у нас выросло количество жира по отношению к мышечной массе и изменилась структура взаимного расположения костей, мышц и связок рук, ног и лица, а также структура нижних конечностей.

Достаточно краткого экскурса в историю нашей эволюции, чтобы увидеть, насколько велики и разнообразны различия между нами и нашими родственниками-приматами. Согласно научным данным, первые представители рода Homo появились 2—3 миллиона лет назад.

Как и у всех приматов, у этих предков современного человека была сложная социальная жизнь, но интенсивность их групповой сплочённости превосходила то, что имело место у большинства других приматов. Кроме того, они ходили на задних конечностях.

Наши предки, как и предшествовавшие им гоминины, были способны видеть в булыжнике потенциальное орудие, но, не ограничившись раскалыванием камней для орудийного использования, они взялись культивировать, расширять и развивать у себя эту способность, благодаря чему превзошли в применении орудий все другие виды животных.

В течение 1,5 миллиона лет эволюция Homo ускоренно приобретала всё более сложный характер, ведя к существенным сдвигам как в поведенческом, так и в нейробиологическом плане.

Образовалась мощная обратная связь: новые способности создавали новые возможности, которые, в свою очередь, расширяли список того, на что мы способны.

Инновации включали более сложное изготовление каменных орудий, общинную заботу о детях, добывание и поддержание огня, а также создание значимых вещей. Со временем росла наша способность добывать пищу, а с ней и наша экологическая экспансия.

Наш головной мозг становился больше и сложнее. В настоящее время мы можем констатировать, что его размеры по отношению к размерам всего тела выросли в шесть раз, и это разительно отличает нас от других млекопитающих, в том числе от многих приматов.

Мы увеличили относительную величину и сложность лобных долей, всей коры головного мозга, тех его областей, которые отвечают за сложное мышление, планирование и принятие решений.

Чтобы младенческий мозг стал взрослым, человеку нужно в три раза больше времени, чем нашим ближайшим родственникам.

За последние 300 000—400 000 лет в материальном и социальном отношении человеческая жизнь стала ещё сложнее, чем прежде. Общества людей, возникшие как географически весьма отдалённые друг от друга популяции Homo, начали чаще взаимодействовать. Из этих ассоциаций родилась самобытная человеческая экология.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector